оценка бизнеса
оценка бизнеса Базовые вопросы
1. Что означает понятие «оценка бизнеса»?
Ответ: Стоимость бизнеса является объективным показателем успешности его функционирования. Оценка бизнеса по своей сути – это сложный комплекс мер по определению его совокупной стоимости. Данная стоимость складывается из таких показателей, как пассивы и активы предприятия (и материальные, и нематериальные), эффективность деятельности, ценность человеческих ресурсов, конкурентные преимущества, а также из других составляющих, косвенно или прямо оказывающих влияние на суммарную стоимость бизнеса. Иными словами, оценка бизнеса – это организационный, финансовый и технологический анализ, как текущей деятельности предприятия, так и его перспектив. При этом бизнес оценивается как имущественный комплекс, способный приносить прибыль своим владельцам.
2. Когда необходимо проведение оценки бизнеса?
Ответ: Наиболее часто оценку бизнеса проводят в следующих случаях:
продажа предприятия или его части;
аренда;
разработка инвестиционных проектов по развитию компании;
переоценка основных фондов;
получение заемных средств под залог имущества компании;
имущественные споры;
страхование имущества предприятия;
реорганизация, ликвидация и проведение процедур банкротства предприятий;
конвертация акций, определение эффективности дополнительной эмиссии ценных бумаг;
оптимизация деятельности имущественного комплекса компании;
исчисление базы для налога на имущество.
3. Можно ли оценить бизнес самостоятельно?
Ответ: Бизнес - сложная категория, которая практически не поддается оценке собственными силами. Однако очень приблизительную его стоимость получить можно – для этого существуют специальные онлайн-сервисы. Примерную оценку бизнеса можно произвести и на основе отчетности компании.
Приступая к самостоятельной оценке бизнеса такими способами, тем не менее, стоит помнить, что полученные данные никоим образом не могут рассматриваться в качестве официальных сведений, и они однозначно не будут приняты судами или нотариусами, если вы соберетесь приводить их в качестве аргумента. Кроме того, при оценке бизнеса самостоятельно невозможно учесть довольно большое число сопутствующих факторов, поэтому такую ответственную и сложную процедуру разумнее все-таки доверить профессионалу-оценщику.
4. В чем заключается оценка производственной компании?
Ответ: Оценка производства - довольно трудоемкий процесс, требующий специальных знаний. При проведении оценки анализируются следующие показатели:
производственные товарно-материальные запасы, в т. ч. незавершенное производство;
основные производственные фонды: машины, оборудование, инвентарь;
технический уровень производства: степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологий, использование научных достижений и т.д.;
экономическая эффективность производства: рассчитываются показатели эффективности использования оборотных средств, основных фондов, наемного труда.
5. Какую информацию дает предприятию его оценка?
Ответ: Оценка стоимости компании дает возможность принимать взвешенные и рациональные решения по ее управлению, оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность, кадровый состав предприятия, систему налогообложения. Кроме того, в ходе оценки бизнеса нередко выясняется такая информация, которая необходима для выработки оптимальной стратегии развития предприятия и увеличения его конкурентоспособности.
6. В каких случаях оценка стоимости компании является обязательной процедурой?
Ответ: В общем случае оценка бизнеса - процедура добровольная, однако в некоторых ситуациях она обязательна. В соответствии с положениями ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценку необходимо проводить при совершении сделок с объектами, полностью или частично принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям:
в случае приватизации таких объектов, передачи в доверительное управление или аренду;
для получения банковского кредита под залог этих объектов;
для определения стартовой цены на аукционах и конкурсах;
в случае внесения подобных объектов в уставный капитал.
7. Документы, необходимые для оценки
Ответ: Для проведения оценки бизнеса заказчику следует предоставить оценщику правоустанавливающие, а также иные документы, имеющие отношение к объекту оценки:
устав предприятия и свидетельство о его регистрации;
перечень объектов недвижимости, основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, проспекты эмиссии, отчеты об итогах выпуска (в случае наличия);
сведения о структуре предприятия и видах его деятельности;
правоустанавливающие документы на недвижимое имущество организации;
бухгалтерская и налоговая отчетность, аудиторские заключения;
справка о задолженности перед бюджетом или об отсутствии таковой;
перечень дочерних предприятий, филиалов и документы, имеющие к ним отношение (при наличии).
В зависимости от конкретной ситуации оценщику может потребоваться и иная документация.
8. Какие существуют виды оценки бизнеса?
Ответ: В соответствии с нормами ФЗ-209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", категории субъектов предпринимательства классифицируются следующим образом: малый бизнес, средний и крупный. Каждый из них имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать при оценке предприятий и которые определяют следующие направления оценки бизнеса:
оценка малого бизнеса – чаще всего используется не для целей продажи, а для определения реальной ситуации на предприятии;
оценка среднего бизнеса – очень востребована для операций по финансированию, кредитованию, для сделок по продаже бизнеса, а также для выхода из него;
оценка крупного бизнеса – как правило, это индивидуальный проект, над которым должен работать оценщик наиболее высокой квалификации.
Сопутствующие услуги:
Оценка нематериальных активов
9. Основные элементы нематериальной стоимости бизнеса
Ответ: Прежде всего, стоит уточнить, что понятия «нематериальная стоимость бизнеса» и «нематериальные активы» (интеллектуальная собственность) не идентичны. Основными элементами нематериальной стоимости бизнеса являются:
предпринимательский талант создателя компании;
концепция бизнеса;
ноу-хау или другие уникальные преимущества;
авторские права;
товарные знаки;
трудовые контракты;
клиентская база;
узнаваемость на рынке;
лучшие условия контрактов на рынке;
потенциал развития конкретной отрасли;
прочие элементы, которые определяются оценщиком в каждом отдельном случае.
10. Нормативно-правовая база проведения оценки бизнеса и предприятия
Ответ: Проведение оценки бизнеса регулируется законодательством РФ, в частности, следующими правовыми актами:
ФЗ-51 от 30.11.1994г. «Гражданский кодекс РФ»;
ФЗ-135 от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
ФЗ-127 от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» - ст.130 указанного закона регулирует порядок оценки имущества должника.
11. Зависит ли оценочная стоимость бизнеса от того, с какой целью производилась его оценка?
Ответ: Говоря об оценке бизнеса, нередко можно столкнуться со следующим заблуждением: стоимость бизнеса всегда зависит от цели проведения его оценки. Действительно, стоимость, выгодная покупателю, может быть совсем не выгодна продавцу и наоборот. Однако качественная оценка бизнеса всегда нацелена не на чью-либо выгоду, а только на объективность. Высокопрофессиональная, экспертная оценка заключается в определении справедливой рыночной стоимости компании, а это означает, что стороны имеют полную информацию об условиях сделки и не вступают в нее по принуждению. Такая оценка объективна и независима от целей ее проведения.
Вопросы по методологии
12. По каким основным принципам оценивается стоимость бизнеса?
Ответ: Единой базой оценки стоимости любых объектов (в т. ч. и имущества предприятий) являются принципы оценки бизнеса, которые можно разделить на три основные группы:
принципы, связанные с представлениями собственника о своем бизнесе (принцип полезности, принцип замещения и принцип ожидания);
принципы, связанные с особенностями объектов оценки или их эксплуатации (принцип вклада, принцип добавочной продуктивности, принцип сбалансированности и принцип предельной производительности);
принципы, связанные с воздействием конкурентного рынка (принцип зависимости, принцип соответствия, принцип предложения и спроса, принцип конкуренции, принцип изменения и принцип наилучшего использования).
13. Методы оценки бизнеса
Ответ: Аналитические методы оценки бизнеса включают три подхода: затратный (стоимость предприятия оценивается понесенными издержками), доходный (оценка производится исходя из ожидаемого дохода) и сравнительный (определяется рыночная стоимость продажи компании на основе аналогов). Каждый из перечисленных подходов может быть реализован тем или иным методом:
затратный - методами стоимости чистых активов и ликвидационной стоимости;
сравнительный – методами сделок, рынка капитала и отраслевых коэффициентов;
доходный - методами капитализации доходов и дисконтированных денежных потоков.
14. Этапы оценки компании
Ответ: Оценка компании, бизнеса – сложный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы:
экспертное интервью с руководителями и владельцами бизнеса;
исследование отраслевого рынка;
изучение отчетности, документации компании;
определение справедливой стоимости бизнеса;
анализ угроз и рисков бизнеса;
определение потенциала развития предприятия;
выбор подходящей модели оценки;
оценка с использованием выбранных подходов;
согласование результатов;
составление отчета об оценке бизнеса.
15. Основные вопросы, на которые необходимо ответить при оценке бизнеса
Ответ: Вопросы, на которые нужно дать ответ специалисту в процессе оценки предприятия, формулируются в зависимости от конкретной задачи заказчика и особенностей его бизнеса. Специалист-оценщик должен поставить вопросы таким образом, чтобы в итоге получить компетентную исчерпывающую информацию о бизнесе. Таких вопросов может быть множество, однако основополагающими из них являются следующие:
Каков размер прибыли на сегодняшний день?
Каковым будет планируемый прирост прибыли в будущем?
Какова ожидаемая рентабельность бизнеса? https://www.iscons.ru/business/ оценка бизнеса
